- фольклористика
фольклори́стика в Латинской Америке. История латиноамериканской Ф. связана с идеологической борьбой вокруг проблем народной культуры. Один из ранних источников знакомства с латиноамериканским народным творчеством труды хронистов и европейских путешественников. Вторая половина XIX начало XX вв. характеризовались увлечённым собиранием фольклорных материалов.
Наибольшее внимание исследователей привлекали словесный и музыкальный фольклор. Зачинателями изучения песенного народного творчества были Р. де Пальма-и-Ромай (Куба), С. Ромеру (Бразилия, сборник «Народные песни Бразилии», 1882), X. Л. Мера (Эквадор, сборник «Песни эквадорского народа», 1892) и Р. Ленц (Чили).
Многие исследования начала XX в. (чилийца X. Викуньи Сифуэнтеса, кубинцев К. Понсета-и-де Карденаса, Х. М. Чакона-и-Кальво и др.) посвящены проблемам латиноамериканского романсеро. Песенный фольклор Латинской Америки исследовали также Х. А. Каррисо (Аргентина) и Л. ди Камара Каскуду (Бразилия). Известные собиратели фольклора Г. Сантус Невис (Бразилия), И. Аретс-Тьеле (Аргентина), С. Фейхоо (Куба) и др. Работы крупного аргентинского музыковеда К. Веги об аргентинской народной музыке заложили основы латиноамериканской научной Ф. Труды по музыкальному фольклору принадлежат также аргентинской исследовательнице И. Аретс-Тьеле, бразильцам М. Р. ди Андради, О. Алваренге и Р. Алмейде, мексиканцам Р. Кампосу и В. Мендосе.
К 40-м гг. в Латинской Америке вышло много исследований, основанных на историко-географическом методе (финская школа Ф.), Л. ди Камара Каскуду (Бразилия), Й. Пино Сааведра (Чили), Э. Мороте Бест, Б. Хаковелья, С. Чертуди и др. Позднее А. Р. Кортасар (Аргентина) сформулировал идею интегрального изучения ареалов культуры, при котором предметом исследования становились не отдельные фольклорные явления, а их совокупность. Во второй половине XX в. в Латинской Америке значительно возросло число работ по теоретическим вопросам Ф. В трудах Кортасара, П. ди Карвалью Нету и Р. Алмейды (Бразилия), М. Акосты Сайгнеса (Венесуэла) фольклор рассматривается как многообразное и живое искусство, а выводы основываются на научном анализе записей полевых исследований. В 5060-х гг. увеличилось число комплексных исследований, коллективных монографий, региональных и континентальных обзоров, началось заметное теоретическое и практическое углубление изысканий.
В эти годы сделаны первые попытки классификации народного эпоса в Бразилии, опубликованы сборники сказок Аргентины и Чили с научными комментариями. Работа по собиранию и систематизации сказок ведётся также на Кубе, в Венесуэле, Панаме. Издаются сборники народных пословиц, поговорок, загадок. Наряду с профессиональными учёными в развитии Ф. участвуют энтузиасты-собиратели и писатели. Одним из источников функционального изучения фольклора является литература стран Латинской Америки, отразившая эволюцию освоения писателями фольклорного материала (см. раздел Литература в статьях о странах).
В 192030-е гг. созданы Бразильское общество фольклора, Общество этнографии и фольклора в Сан-Паулу (Бразилия), Кабинет индейской музыкологии при Аргентинском музее естественных наук «Бернардино Ривадавия» и фольклорная секция в Институте музыковедения в Аргентине. В 1924 Ф. Ортис Фернандес основал в Гаване Общество кубинского фольклора, а в 1937 Общество афро-кубинских исследований. Но лишь в 4050-е гг. латиноамериканская Ф. добилась признания. В странах континента были организованы специализированные научные учреждения: Национальный институт традиций в Аргентине (1944), Межамериканский комитет по фольклору в Перу (1946), Институт фольклорных исследований в Венесуэле. В Чили в 1947 при Чилийском университете создан Институт фольклорных исследований им. Р. А. Лаваля. Задачей образованной в 1947 в Бразилии Национальной комиссии по фольклору стала координация деятельности многих местных научных обществ. В 1954 в Сан-Паулу и в 1960 в Буэнос-Айресе (Аргентина) состоялись Международные конгрессы по фольклору, была создана Постоянная международная комиссия по фольклору (1960) под руководством А. Р. Кортасара (Аргентина).
Наиболее авторитетными научными учреждениями, координирующими работу учёных в области Ф. в Латинской Америке, являются Национальный институт антропологии (ранее Институт фольклорных исследований) в Аргентине, Институт фольклора в Венесуэле, Бразильский институт народного творчества (с 1964 «Кампания в защиту фольклора»), Институт фольклорных исследований им. Р. А. Лаваля и Институт музыковедения в Чили, Колумбийский институт антропологии и Институт Каро и Куэрво в Колумбии, Эквадор, институт фольклора (основан в 1960) и др. На Кубе исследования в области фольклора ведутся в Институте этнологии и фольклора АН Кубы, Институте литературы и лингвистики (1965), Центральном университете Лас-Вильяс и других центрах, имеющих свои периодические издания по Ф. Начиная с 1970-х гг. фольклористическая работа сосредоточена главным образом в Национальном совете по культуре, который совместно с Профцентром трудящихся Кубы и Национальной ассоциацией мелких земледельцев оказывает поддержку народному творчеству, устраивает смотры и фестивали. В Латинской Америке издаются специальные журналы, в которых публикуются материалы по фольклору: «Archivos del Folklore Chileno» (с 1947) в Чили, «Revista de Folklore Panameño» (с 1966) в Панаме, «Etnología у Folklore» (с 1966), «Signos», «Boletín de Música» на Кубе, «Revista Colombiana de Folklore» (c 1947) в Колумбии, «Archivos Peruanos de Folklore» (c 1954) в Перу, «Revista Venezolana de Folklore» (c 1968) в Венесуэле, «Anuario de la Sociedad Folklórica de México» в Мексике и др. Межамериканский комитет по фольклору издаёт журнал «Folklore Americano» (c 1942). Организованы фольклорные музеи и архивы.
Пособием при изучении истории латиноамериканской Ф. являются тематические и жанровые, национальные и континентальные библиографии по народному творчеству, издаваемые во многих странах. Существуют библиографические указатели по отдельным жанрам латиноамериканского фольклора. Текущая библиография по Ф. Латинской Америки публикуется в США.
Литература:
Карнейро Э., Изучение фольклора, в сборнике: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963;
Пичугин П. А., Вопросы происхождения и динамики фольклора в трудах Карлоса Веги, «Латинская Америка», 1974, № 1;
Лукин Б. В., Латиноамериканская фольклористика в библиографиях и справочниках, гам же, 1975, № 3;
Фольклор, народная культура в странах Латинской Америки, там же;
Carrizo J. A., Historia del folklore argentino, В. Aires, 1953;
Carvalho-Neto P. de, Historia del folklore iberoamericano (las culturas criollas), desde sus comienzos hasta 1965, S., 1969;
Acosta Saignes M., Materiales para la historia del folklore en Venezuela, «Archivos Venezolanos de Folklore», Car., 1967, № 8;
Danneman M., Los estudios folklóricos en nuestros 150 años de vida independiente, «Anales de la Universidad de Chilé», S., 1960, № 107.Б. В. Лукин.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.